Входя в любой раздел форума, вы подтверждаете, что вам более 18 лет, и вы являетесь совершеннолетним по законам своей страны: 18+

"Дело Румянцева" (СССР, 1955)

Автор Ж.Г., 26 Апр. 2023, 18:31

« назад - далее »

Ж.Г.

Очень старый советский фильм о шофёрской жизни. Меня всегда поражало в нём очень хорошее для того времени качество цвета. И в прямом смысле, и в переносном - а фоне типичных для СССР "чёрно-белых" (чересчур ярко выраженных положительных и отрицательных) персонажей, есть и то, что могло быть снято лишь в два промежутка времени: в "Хрущёвскую оттепель" и в "Перестройку" - есть отрицательный работник милиции! Причём, очень отрицательный!

 В целом, в фильме есть что посмотреть и кроме автомобилей: неожиданно возникшая любовь у одних персонажей, решение усыновить маленького мальчика, объявив себя его братом, у другого, подлость одних и порядочность других, Николая Крючкова и непривычно молодых Алексея Баталова (главная роль) и Евгения Леонова:





Но я всё-таки перейду к автомобилям: их, обычных для того времени, в фильме, конечно, много, но я остановлюсь на трёх.

Главный герой работает шофёром на МАЗ-200:



То, что это именно МАЗ, а не точно такой же ЯАЗ-200, легко понять по фигурке зубра на боковине капота - у ярославских машин были медведи, и не там, а сверху на капоте. А вообще, двухсотые ЯАЗы и МАЗы были первыми советскими послевоенными тяжёлыми грузовиками (7 тонн - грузоподъёмность), на базе которых было тоже целое семейство модификаций, из которых самыми распространёнными были самосвалы МАЗ-205. Мощный по тем временам дизель был позаимствован и слегка переделан от малоизвестных лендлизовских американских тяжёлых грузовиков "МАК". Малоизвестных, потому что их поступило в СССР немного: во время войны в основном требовались более лёгкие, быстроходные и маневренные грузовики вроде знаменитых "Студебеккеров", а немногочисленные "МАКи" использовались в основном как тягачи для неисправных и подбитых танков и бронемашин или других тяжёлых грузов. Но, когда война закончилась и стране понадобилась техника для строительства, изучение "МАКов" очень пригодилось. Кстати, и внешне двухсотные МАЗы, ЯАЗы и особенно КрАЗы ранних моделей похожи на них.

Скорая помощь ЗиС-110А спешит к пострадавшим, когда главный герой, чтобы не раздавить выбежавшую на дорогу маленькую девочку, выворачивает баранку и таранит забор, травмировав при этом случайную попутчицу, которая позже станет его невестой:





Здесь авторы фильма, конечно, приукрасили действительность: на самом деле машин скорой помощи на базе легковых ЗиС-110 и ЗиМ (ГАЗ-12) было мало, а большинство машин этой службы было на базе грузовиков:  ГАЗ-55 на базе довоенных полуторок ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ или ГЗА-653 и ПАЗ-653 на базе послевоенных ГАЗ-51. Время массовых "скорячек" на базе легковых машин наступит немного позже - с появлением ГАЗ-22Д на базе "Волги" ГАЗ-21.

Третья машина, о которой мне хотелось бы рассказать, в кадр почти не попадает - на ней ездил "главвраг", подставивший главного героя под уголовное дело, оформив липовую путёвку на ворованный груз, но даже по этому кадру, по характерному заднему обводу, нетрудно догадаться, что это за авто:



Это один из лучших немецких автомобилей тридцатых годов двадцатого века - БМВ-321:



Представьте себе, что на этой, небольшой и сравнительно лёгкой, машине в то время стоял двигатель в 46 лошадиных сил!

Меня долгое время удивляло, что этих великолепных машин сохранилось сравнительно много до нашего времени: они не только до сих пор снимаются в фильмах о Второй Мировой, а и есть на продажу (по огромным ценам, конечно), как в прекрасном состоянии, так и на реставрацию. А ведь их было выпущено очень мало: с 1938 по 1941 годы меньше четырёх тысяч! Гораздо меньше, чем, скажем, "Опель-Адмиралов", "Опель-Капитанов" или "Опель-Кадетов", которых уже почти не сохранилось, несмотря на то, что их, трофейных, было в СССР немало. Откуда же взялось столько 321-х БМВ?! Разгадку узнала сравнительно недавно: в основном это не трофейные, а послевоенные (их выпуск был возобновлён в 1945 году) машины, которые с 1945 по 1950 годы поставлялись в СССР из Германии в качестве репарации и даже продавались в частные руки в те времена, когда стране ещё не хватало "Москвичей-400/420" и "-401/420" (практически копий "Опель-Кадета К-38", двигатели 23 и 26 л.с.), а М-20 "Победа" была слишком дорогой для большинства советских граждан.