Входя в любой раздел форума, вы подтверждаете, что вам более 18 лет, и вы являетесь совершеннолетним по законам своей страны: 18+

Что такое "Джип"?

Автор Ж.Г., 02 Май 2023, 17:13

« назад - далее »

Ж.Г.

Марка или тип автомобиля? С одной стороны существует марка "Jeep", а с другой так часто называют все легковые внедорожники. Что появилось раньше: курица или яйцо марка или тип? Первым автомобилем выпускавшимся под этой маркой стал "Джип-МСи" ("Jeep-MC") в 1950 году:



Вскоре после этого его сменил "Джип-МД" ("Jeep-MD"), который был не принципиально новой машиной, а глубокой модернизацией предшественника - внешне их очень легко отличить по форме передних крыльев:



Возникают сразу три вопроса:

1. Если есть MC и MD, то где же MA и MB согласно латинскому алфавиту?

2. Ничего эти "Джипы" (особенно MC) не напоминают? Например, легендарный "Виллис" времён Второй Мировой?

3. Во многих американских фильмах о Второй Мировой американские солдаты и офицеры называют "Виллисы" именно "Джипами", несмотря на то, что такой марки тогда не существовало.



Началась вся эта история с 1940 года. В Европе, Африке и Азии уже шла война, и правительство США (должна отдать должное Франклину Делано Рузвельту, которого искренне считаю великим человеком, и его окружению) понимало, что рано или поздно их стране тоже придётся ввязаться в неё: "аппетиты" Гитлера на захват всего мира были уже очевидны. А война, как известно, дорог не выбирает, поэтому армии были необходимы выносливые легковые автомобили высокой проходимости, способные быть и командирскими, и разведывательными, и тягачами для лёгких пушек или других прицепов.

Википедия:

ЦитироватьВ мае 1940 года армия США сформулировала основные требования к лёгкому командирскому разведывательному автомобилю. Эти требования были настолько жёсткими по срокам, что в конкурсе приняли участие только фирмы Willys-Overland Motors и American Bantam, которая в начале сентября 1940 года показала первый прототип своего внедорожника. Конкуренцию ему составляли прототипы машин повышенной проходимости от компаний Ford и Marmon-Herrington[1].

Получившаяся машина оказалась тяжелее заданных величин. Фирма Willys, объявив указанные технические требования и сроки их выполнения нереальными, попросила для осуществления своего проекта более тяжёлого автомобиля 75 дней. Willys, имея полную информацию об автомобиле конкурента, скопировал черты внешнего облика прототипа Bantam[2]. Через несколько лет это было зафиксировано юридически, но к тому времени American Bantam прекратила своё существование. С опозданием в конкурс включилась фирма Ford с автомобилем «Пигмей», который и победил в первоначальном этапе конкурса[3]. В начале 1941 года комиссия под председательством президента Рузвельта сформировала окончательные требования и приняла решение выдать каждой из трёх фирм заказ на пробную партию из 1500 автомобилей. Выпуск Willys MA начался в июне 1941 года. Вступление США во Вторую мировую войну заставило военное ведомство США дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей.

Итак, найден MA, но пока ещё "Виллис", а не "Джип", и частично украденный у "Бантама". И это пока ещё не тот "Виллис", который привычен по фильмам и книгам о Второй Мировой. МА, как и машины-конкуренты, не вызвал восторга у военных. Главным недостатком их всех была узкая колея, что достаточно часто приводило к опрокидыванию на бездорожье. Первым среагировал "Виллис", создавший наконец "Виллис-МБ" ("Willys-MB") - ту самую легендарную машину, которая известна во всём мире: поставлялась по ленд-лизу во все страны-союзницы США по Второй Мировой. Ту, для которой, такие вот прыжки по бездорожью с пушкой на буксире - не фантастика:




Кстати, на те же грабли наступили немного позже и в СССР: сначала пошёл в серию ГАЗ-64, тоже склонный к опрокидыванию на бездорожье, и лишь после расширения колеи он тоже стал легендой - "Иван-Виллисом" ГАЗ-67.



Спросите, причём же здесь "Джип"? В армии США получил это прозвище именно "Виллис". Дело в том, что производственных мощностей фирмы не хватало для производства огромного количества машин, пошедших всем союзникам, и тогда к его производству был подключён... Форд. Да, немалая часть этих машин была произведена во время Второй Мировой под формальной маркой "Ford-GP". GP - Джи-Пи вызвало слуховую аналогию с персонажем американских комиксов Джипом (Jeep) - хорошим парнем, который постоянно кого-то спасал, кому-то в чём-то помогал. И этим на него был очень похож этот замечательный автомобиль. Официальной маркой "Jeep" стал, как я уже написала, лишь в 1950 году для "Виллиса-МСи" - послевоенной модернизации легендарного "МБ". Кстати, у всех моделей этой марки есть отличительная фирменная черта: семь вертикальных отдушин облицовки радиатора, как у "МБ":




Итак, что же такое "Джип"? Марка или тип автомобиля? Думаю, что и то, и другое. И вряд ли, к примеру, "Тойота-Лендкруйзер", "Лэндровер-Дефендер" или "УАЗ-Хантер" обижаются, когда их называют "Джипами" в честь такой легендарной машины, ставшей основательницей всего типа легковых внедорожников.



ЗЫ. Что же означало давшее название целому типу автомобилей "GP" в индексе тех "Виллисов-МБ", которые выпускались "Фордом"? Существуют две версии:

1. "GP" - "General Purpose" - "Общего Назначения". Многоцелевой, то есть.

2. "G "- "Government" - "Правительственный заказ", "P" - по фордовской заводской классификации означало колесную базу в 80 дюймов.

В пользу второй версии говорит ещё то, что иногда встречается и обозначение модели, как "Ford-GPW" - "правительственный заказ машин с базой в 80 дюймов по техдокументации "Виллиса".

Julia Steinwasen

Цитата: Ж.Г. от 02 Май 2023, 17:13Итак, что же такое "Джип"? Марка или тип автомобиля? Думаю, что и то, и другое. И вряд ли, к примеру, "Тойота-Лендкруйзер", "Лэндровер-Дефендер" или "УАЗ-Хантер" обижаются, когда их называют "Джипами" в честь такой легендарной машины, ставшей основательницей всего типа легковых внедорожников

Jeep, это марка автомобиля.
Собственно только на территории бывшего СССР и русскоговорящие называют остальные внедорожники джипами.
В Германии это, в зависимости от, или Geländewagen(внедорожник) или SUV.

подкаблучник

Цитата: Julia Steinwasen от 02 Май 2023, 17:37Собственно только на территории бывшего СССР и русскоговорящие называют остальные внедорожники джипами.
По аналогии с "ксероксами".
Простите нас. Мы не всегда адекватны.
你照顧我,現在輪到我照顧你了。
Вы не можете просматривать это вложение.

Ж.Г.

Цитата: Julia Steinwasen от 02 Май 2023, 17:37В Германии это, в зависимости от, или Geländewagen(внедорожник) или SUV.

Для России, скорее, "Гелендваген" - марка "Мерседесов"-внедорожников, а не тип автомобиля, а SUV (Sport Utility Vehicle) в основном относится к кроссоверам.

Ж.Г.

Кстати, насчёт "Гелендвагена":



"Никогда "Гелик" не видела?" - подумаете? Видела. И не раз. Но не с такими номерами. 15 "регион" у военных означает принадлежность к Внутренним Войскам. Что же это за генерала-то на столь дорогой машине произведённой в "недружественной стране" катают по провинции, да ещё и паркуются возле магазина, как простые смертные?