Входя в любой раздел форума, вы подтверждаете, что вам более 18 лет, и вы являетесь совершеннолетним по законам своей страны: 18+

Адольф Кегресс: Путь заведший в тупик

Автор Ж.Г., 09 Май 2023, 17:43

« назад - далее »

Ж.Г.

Последний император России, как известно, был большим любителем автомобилей. Сначала немного предыстории из Википедии:

ЦитироватьСобственный Его Императорского Величества гараж был создан 18 февраля (3 марта) 1907 года[1] соответствующим распоряжением Николая II в ответ на записку министра императорского двора В. Б. Фредерикса «О временной организации автомобильной части». Именно этот документ, получивший высочайшее одобрение государя, стал точкой отсчета официального существования Императорского гаража. Заведовать Гаражом был назначен князь В. Н. Орлов.

Русского самодержца к автомобильным прогулкам пристрастил[2] его флигель-адъютант — князь Владимир Николаевич Орлов, который часто возил Николая II в своем автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville). Император был весьма впечатлен, отмечая эти поездки в дневнике, где в конце концов появилась запись о том, что пора бы и перестать пользоваться любезностью В. Н. Орлова и начать ездить на собственном автотранспорте.

Автомобилями императорской семьи в 1906 году стали «Делоне-Бельвиль» и два «Мерседеса». Два других автомобиля «Мерседес» обслуживали свиту. Еще одна машина этой марки (темно-зеленый лимузин) принадлежала дворцовому коменданту. Кроме того, для решения служебных задач тогда же, в 1906 году, приобрели омнибус фирмы «Бенц». Гараж стал обзаводиться помещениями. В 1906 году началось строительство первого здания в Царском Селе, возле Александровского дворца. Затем к ним добавились еще два — в Петергофе и Царском Селе[2].

Помещения Гаража функционировали и как ремонтные мастерские. Парк автомобилей неуклонно рос, Императорский двор становился одним из наиболее крупных заказчиков ведущих мировых автопроизводителей и каретных мастерских (в то время производство автомобилей было разделено, кузова изготовляли каретники). Любимой фирмой императорской фамилии было кузовное ателье «Кёльнер и сыновья». Николаю II особенно нравились ее кузова с открытым верхом, хотя охрана возражала: небезопасно.

При Гараже была основана Императорская школа шоферов, уникальное учебное заведение. Школа готовила специалистов широкого профиля, обладающих навыками телохранителей[3].

Парк Императорского гаража включал в себя также и российские автомобили. В частности, на службе состоял лимузин завода «Г. А. Лесснер», владелец которого еще в 1901 году подписал договор об эксклюзивном праве торговать в России продукцией «Даймлера» (Daimler) и «Луцк-Даймлера» (Loutzk-Daimler) и производить двигатели внутреннего сгорания и сами автомобили по лицензии. Помимо «Лесснера» в гараже числился автомобиль «Руссо-Балт». Но использовались эти машины только для свиты. Семью государя обслуживали лишь лучшие мировые образцы, дабы не отставать от ее родственников — европейских монархов.

Автомобильная иерархия в Гараже была строгой и выглядела следующим образом: 1) императорский разряд, обслуживавший семью Николая II и состоявший из «Мерседесов» и «Делоне-Бельвилей», был впоследствии пополнен «Рено» (Renault) и «Пежо» (Peugeot) (нужно отметить, что цесаревич Алексей ездил на специально заказанном для него «Бебе Пежо» (Bebe Peugeot)); 2) свитские автомобили, представленные той же маркой «Делоне-Бельвиль», а также «Панар-Левассор» (Panhard-Levassor) и «Серекс» (Serex), к которым добавили отечественные «Лесснер» и «Руссо-Балт»; 3) автомобили дворцовой комендатуры, отвечавшей за охрану государя, — «Мерседес», «Даррак» (Darracq), «Форд» (Ford); 4) хозяйственные автомобили — в основном грузовики, прицепные платформы и фургоны.

Вскоре князь В. Н. Орлов отошел от управления технической частью Гаража, сосредоточившись на административных обязанностях.

Здесь, на смену Орлову и появился Адольф Кегресс.

ЦитироватьМесто главы технической части занял обрусевший французский инженер, механик и изобретатель Адольф Кегресс, ранее работавший на заводе «Г. А. Лесснер». Спустя некоторое время А. Кегресс стал также личным шофером императора.

Многогранный талант французского инженера всемерно проявился в Гараже. А. Кегресс поставил себе задачу улучшить устойчивость и проходимость автомобилей в зимнее время.

Согласно легенде, однажды, после того как автомобиль российского царя застрял в снегу и машину были вынуждены вытаскивать волами, Николай Второй в гневе высказался о том, что лучше бы он не доверял новой технике и поехал в карете-санях. Кегресс, конечно, не смел спорить с царской особой, но... через какое-то время представил чертежи переделки автомобиля в "автомобиль-сани". Идея Николаю Второму понравилась (он был всё же достаточно передовым для своего времени человеком в плане техники) и была воплощена вот в этом "Роллс-Ройсе":



Так появился первый в мире полугусеничный автомобиль. Во время Первой Мировой этой идеей воспользовались уже для бронетехники. Знакомьтесь, полугусеничный броневик "Остин-Кегресс", получивший прозвище "русский танк". Фото времён гражданской войны:



Между двумя мировыми войнами полугусеничные автомобили стали появляться во многих странах, но наибольшего расцвета эта идея достигла уже во время Второй Мировой: полугусеничные грузовики, бронеавтомобили, бронетранспортёры, тягачи были в тех или иных количествах в армиях практически всех воюющих стран:










Был даже такой удивительный трансформер, как ГАЗ-65, который мог преобразовываться из обычного грузовика в полугусеничный и обратно в полевых условиях:



А эта уникальная машина, вероятно знакомая всем по фильму "Спасти рядового Райана", называлась "Кеттенкрад" - гибрид мотоцикла и трактора, классифицировавшийся как лёгкий тягач:







Однако Вторая Мировая показала полное превосходство полноприводных автомобилей - прежде всего в надёжности, и после неё приоритет был отдан им, а история полугусеничных подошла к концу.

Чего же больше было от изобретения Адольфа Кегресса: пользы или вреда из-за того, что силы автоконструкторов рассеивались на путь приведший в конце концов в тупик? Сложный вопрос, на который каждый волен ответить себе самостоятельно.