Входя в любой раздел форума, вы подтверждаете, что вам более 18 лет, и вы являетесь совершеннолетним по законам своей страны: 18+

  • Подкинь-ка дровишек, шофёр! 5 0 5 1

Подкинь-ка дровишек, шофёр!

Автор Ж.Г., 12 Май 2023, 19:03

« назад - далее »

Ж.Г.

Думаю, что ни для кого не секрет то, что слово "шофёр" (французское "chauffeur") изначально имело значение "кочегар". Почему, наверное, тоже нетрудно догадаться - первые "самодвижущиеся экипажи" были ведь паровыми: ещё в 1769 году Никола Кюньо представил проект "повозки движимой действием водяного пара, образуемого огнём".  Основные недостатки паровой машины, думаю, тоже всем известны: большие габариты и масса, поэтому с появлением двигателя внутреннего сгорания автомобили с ними уже к началу двадцатого века полностью вытеснили паровые - на железной дороге и кораблях это произошло намного позже из-за того, что там большие размеры и масса имели гораздо меньшее значение. И что, фраза о дровишках потеряла смысле?

Впервые я узнала о газогенераторных автомобилях между двенадцатью и тринадцатью годами. Совершенно случайно: моё серьёзное увлечение автомобилями уже началось, когда меня очень зацепило то, что в советском фильме "По законам военного времени" вот этот грузовик был назван автомобилем ГАЗ-42:




Вроде бы "полуторка" как "полуторка": ГАЗ-АА или ГАЗ-ММ (отличались они только двигателями) довоенного (со скруглёнными, а не угловатыми, крыльями) производства. Но почему ГАЗ-42? И что за "бандуры" у неё между кабиной и кузовом? Это газогенератор! Любопытный факт: в тридцатых-сороковых годах серийно производились ГАЗ-42 (газогенераторная "полуторка") и ЗиС-21 (газогенераторная "трёхтонка" - ЗиС-5), использовавшие в качестве топлива древесину. Нет, на них не было, конечно, как таковой паровой машины, а были обычные двигатели внутреннего сгорания, которые при помощи газогенераторов были приспособлены к работе на твёрдом топливе: древесине или угле. Такие машины заметно уступали своим бензиновым собратьям по мощности, грузоподъёмности и скорости, но были незаменимы в отдалённых районах, куда трудно было завозить бензин, но было предостаточно древесины или угля. Кроме того, в годы Второй Мировой, при нехватке топлива, производились и отдельно газогенераторы, которые можно было установить на обычные автомобили. И не только в СССР!

Что ещё интереснее, эпоха газогенераторных автомобилей не закончилась и после войны. Производился, например, УралЗиС-354 - газогенераторный вариант грузовика УралЗиС-355М:




Как всё это работало, и каково было шоферам таких машин? Небольшой ролик о ЗиС-21:




Mih

Кстати, о паровых автомобилях. Вот цитата из книжки про американского физика Роберта Вуда:
ЦитироватьОсенью 1899 года он привез из Бостона новую блестящую игрушку - одну из первых моделей "Стэнли-Стимера" - первый автомобиль во всем штате Висконсин. Скоро Вуд поверг весь штат в ужас и тревогу, разъезжая по дорогам с дьявольской скоростью - двадцать миль в час!
...
Это был один из первых хороших автомобилей, но на нем был паровой двигатель. Он издавал страшные звуки, изрыгал огонь и дым, обычные для паровых машин и китайских драконов. Часто происходили громкие взрывы, когда включалось горючее, испарялось затем, в накаленных трубках и выходило к горелке, которую поджигали спичкой. Если дул сильный ветер поперек дороги, из автомобиля вбок вырывалось длинное пламя, и мальчишки кричали: "Эй, мистер! Ваша штуковина загорелась!" Но еще худшее для завистливых душ, которые никогда не мечтали сами купить автомобиль, - было то, что эта чертова телега мчалась по самым плохим дорогам "с опасной и устрашающей скоростью".
Взято отсюда: http://www.lib.ru/MEMUARY/WOOD/robertwood.txt
Мне не стыдно за мои тексты.
Стыдно, что меня за них не секут.

Ж.Г.

Цитата: Mih от 13 Май 2023, 05:27Кстати, о паровых автомобилях.

Что самое любопытное, паровые (именно паровые, а не газогенераторные) автомобили пытались возродить в СССР в середине двадцатого века:


Mih

Цитата: Ж.Г. от 13 Май 2023, 11:41паровые автомобили пытались возродить в СССР в середине двадцатого века
А паровозы ещё совсем недавно (пишут, что до 2009 года) наготове стояли:
https://dzen.ru/media/liseykina/zapasnoi-put-nashla-kladbisce-staryh-parovozov-v-smolenskih-lesah-5e5418fbb38ee002b5fc5a8d
Помню, в 80-х один музейщик интересовался, так чуть за шпионаж не посадили.
Мне не стыдно за мои тексты.
Стыдно, что меня за них не секут.

Валеро

Цитата: Mih от 13 Май 2023, 21:26
Цитата: Ж.Г. от 13 Май 2023, 11:41паровые автомобили пытались возродить в СССР в середине двадцатого века
А паровозы ещё совсем недавно (пишут, что до 2009 года) наготове стояли:
https://dzen.ru/media/liseykina/zapasnoi-put-nashla-kladbisce-staryh-parovozov-v-smolenskih-lesah-5e5418fbb38ee002b5fc5a8d
Помню, в 80-х один музейщик интересовался, так чуть за шпионаж не посадили.


В своё время меня прикололо, что в старые времена профессия машинист котировалась очень высоко из-за полученного практического опыта (несопоставимо выше в сравнении с современным машинистом тепловоза); сколько топлива надо подкинуть чтобы давление той или иной силы было, как расходовать воду и т.д. подобные вещи опытные машинисты высчитывали в голове как современный суперкомпьютер, и многое давалось именно с опытом...