Входя в любой раздел форума, вы подтверждаете, что вам более 18 лет, и вы являетесь совершеннолетним по законам своей страны: 18+

Что общего у "Кавзика" и "Хантера"? Они - "спецмашины"!!!

Автор Ж.Г., 13 Апр. 2023, 17:02

« назад - далее »

Ж.Г.

Автобус КАвЗ-3976:



Внедорожник УАЗ-2924 "Хантер":



Ничего у них общего нет, кроме того, что они - автомобили, скажете? А вторая цифра "9" в индексе ни о чём не говорит? Случайность, думаете? Первая попытка упорядочить автомобильные индексы в СССР была предпринята сразу после Великой Отечественной войны. Тогда поступили просто - раздали "всем сёстрам по серьгам": ГАЗ получил в своё распоряжение нумерацию до ста, ЗиС (позже ЗиЛ) - сотые, ЯАЗ (позже, когда он стал выпускать только двигатели, а не автомобили, нумерация "по наследству" перешла к КрАЗу) - двухсотые и т.д. "Серьги" оказались разными: МЗМА (АЗЛК) и УАЗ, например, поделили четвёртую сотню пополам, а всем автобусным заводам, например, были отведены шестисотые: ГЗА-651, ЛиАЗ-677, КАвЗ-685, ЛАЗ-695... Вскоре всё это вновь запуталось из-за того, что внутри своих "цифирей" заводы могли делать всё что угодно: "Москвич-403", например, был переходной моделью от "Москвича-407" к "Москвичу-408" -  внешне практически не отличался от 407-го, но со многими узлами и агрегатами от будущего 408-го, а УАЗ-452 ("Буханка") и УАЗ-452Д (бортовой "Головастик") - совершенно разные по назначению машины!

Четырёхзначная индексация, существующая и поныне, была введена на рубеже шестидесятых-семидесятых годов. И если с третьей и четвёртой цифрами, означавшими конкретную модель, завод по-прежнему мог делать всё что угодно и мог добавлять к ним ещё и сколько угодно дополнительных, означавших модификации и модернизации, то первые две стали иметь конкретное значение: первая цифра это класс автомобиля (для легковых по литражу, для грузовых - по грузоподъёмности, для автобусов - по вместимости), а вторая - его назначение: 1- легковой (ВАЗ-2101), 2 - автобус (ПАЗ-3205), 3 - грузовой (ГАЗ-3307), 4 - седельный тягач (КамАЗ-5410), 5 - самосвал (ММЗ-4520), 6 - резерв (никто не хотел быть "шестёркой" ), 7 - пикапы и фургоны на базе легковых (Иж-2717), 8 - резерв, 9 - ... спецмашины(!). Почему же герои этого поста (как, впрочем, и ещё не такое уж и малое количество моделей разных заводов) вдруг стали "спецмашинами"?! О, это "чудо" произошло не сразу.

Начнём с автобуса КАвЗ-3976. Поначалу он назывался КАвЗ-3271 со второй двойкой, как и положено автобусу, но дело-то в том, что на его базе выпускались и грузопассажирские машины, и фургоны, и санитарные машины, и катафалки, и различные лаборатории на колёсах... Сертифицировать каждую машину отдельно (а не только добавлять ещё цифр к индексу, как сейчас) заводу не хотелось.

С "Хантером" получилось ещё смешнее. Сначала он назывался УАЗ-315195 и был всего лишь модернизацией классического "командирского" УАЗ-3151 (модернизированный УАЗ-469) с переделанной под новый двигатель рамой, но неожиданно появилось требование... подушек безопасности к легковым автомобилям. И чтобы обойти это, "Хантеру" пришлось стать "спецмашиной"...