Входя в любой раздел форума, вы подтверждаете, что вам более 18 лет, и вы являетесь совершеннолетним по законам своей страны: 18+

"Папа Ваш Студебеккер?" (с)

Автор Ж.Г., 17 Апр. 2023, 21:43

« назад - далее »

Ж.Г.

ЦитироватьКто такой  Студебеккер?  Это  Ваш  родственник Студебеккер? Папа Ваш Студебеккер?

Эта фраза Остапа Бендера из "Золотого телёнка" знакома, вероятно, всем. "Золотой телёнок" был написан Ильфом и Петровым в 1931 году, и тогда, ни они, ни кто-либо другой, не могли и подозревать о том, насколько известной станет в СССР название этой далеко не самой крупной фирмы через десяток лет. Но обо всём по порядку: как обстояли дела в СССР с полноприводными автомобилями на 1941 год? Да, были мелкосерийные легковые ГАЗ-61-73 (полноприводная "Эмка") и грузовые ЗиС-32 (полноприводный ЗиС-5), созданные на базе массовых автомобилей. Это были очень неплохие для своего времени машины, но их было до ничтожности мало: ЗиС-32, например, было произведено меньше двухсот экземпляров!





Чем объяснить, что в то время, когда в Европе, Азии и Африке уже полыхала Вторая Мировая, когда было ясно, что рано или поздно в неё всерьёз (а не "инциндентами") будет втянут и СССР, в стране фактически не было полноприводных машин? Причин, я думаю, две:

1. Конструктивная сложность переднего моста, который должен быть одновременно и ведущим, и управляемым.

2. Метания между полноприводными и полугусеничными машинами, которых тоже было немного: что предпочтительнее?



Впрочем, в Германии с этим дела обстояли не лучше: полноприводных машин было тоже крайне мало, и они тоже были по своей сути не самостоятельными моделями, а модификациями серийных - легковых "Кюбельвагенов"-"Фольксваген-82" и грузовых "Опель-Блиц". С полугусеничными машинами у немцев дела обстояли заметно лучше, но это в основном были тягачи и бронетранспортёры.

Американские конструкторы тоже метались между полным приводом и полугусеницей, у них тоже были полугусеничные бронетранспортёры, но с полным приводом, как для легковых машин, так и для грузовиков, они преуспели намного больше: в 1941 году у них уже были и "Виллис-МБ", и производившийся компанией "Дженерал Моторс" трёхосный грузовик "CCKW", прозванный в народе "Джимми" (из-за GMC):





Именно поступавшим по ленд-лизу "Виллису-МБ" и "Студебеккеру-ЮС6", который являлся ничем иным, как упрощённым вариантом "Джимми", суждено было стать первыми массовыми полноприводными автомобилями в СССР. Внешне "Студебеккер" отличить от "Джимми" проще всего по форме крыльев - они у него более угловатые:



Да, эти машины показали все преимущества полного привода, поэтому уже к концу Великой Отечественной в СССР был поставлен вопрос о создании отечественных полноприводных грузовиков (легковых вездеходов я в этом блоге касаться не буду, как и грузовиков не зисовского/зиловского производства). Первым из них стал ЗиС-151:



Да, при его создании безусловно использовался опыт изучения ленд-лизовских "Студебеккеров", у 151-го было ещё очень много недостатков - скажем прямо, что он уступал своему "папе" в проходимости, но его всё равно любили: он всё же мог пройти там, где обычные дорожные грузовики приходилось вытаскивать тракторами. Для создания нового, глубоко модернизированного грузовика 6х6 были два толчка:  1. В пятидесятых годах, фактически на агрегатах ЗиС-151, в дружественной Чехословакии создаётся сильно отличающаяся от ЗиСа внешне "Прага-В3С":



 Отличия не только внешние: чешские специалисты довели машину "до ума", поставив на неё мощный дизель, из-за чего её вездеходные и тяговые качества превзошли и ЗиС-151, и "Студебеккер"! Что было делать? С хорошими дизелями в СССР того времени было очень туго, а под дизель "Праги" ЗиС бы пришлось коренным образом переделывать - у той большая часть двигателя располагалась в кабине между водительским и пассажирским сиденьями, поэтому такой коротенький капот. Сама "Прага" закупалась в небольших количествах - в основном это были машины техпомощи и... флюорография на колёсах.

2. Что такое бронетранспортёр того времени? По сути, это бронированный грузовик. Именно таким и стал БТР-152, на агрегатах ЗиС-151:



Как ни смешно, но во многих советских и российских фильмах на этой машине ездят "немцы", хотя она внешне гораздо больше похожа на американские бронетранспортёры Второй Мировой, чем на немецкие. Но именно на БТР-152 появилось важное усовершенствование ЗиС-151 - широкопрофильные шины с регулированием давления воздуха в них. Это и стало одним из основных отличий новой глубокой модернизации, получившей название ЗиЛ-157 (завод к тому времени стал уже не имени Сталина, а имени Лихачёва):



"Шестилапый", "Крокодил", "Колун", "Мормон" - все эти прозвища 157-го произносятся шоферами, успевшими поработать на нём, с глубочайшим уважением, даже с каким-то боготворящим придыханием. Почему? Что случилось с машиной, что она стала действительно одним из лучших вездеходов в мире и выпускалась, продолжая модернизироваться, вплоть до девяностых годов? Всё дело оказалось в широкопрофильных односкатных колёсах, которые шли "лапа в лапу" по протоптанной передними колее, а не оказывались из-за двускатности шире неё. Плюс, конечно, регулировка давления в них компрессором: можно сбросить воздух и этим снизить давление на грунт, а затем точно так же вновь подкачать.



Следующим советским потомком "Студебеккера" стал ЗиЛ-131, получивший принципиально новый двигатель - V-образный восьмицилиндровый вместо рядного шестицилиндрового, из-за чего его "морда" стала значительно шире:



Как ни удивительно, но применительно к нему такого уважения, как к "Крокодилу", я от старых шоферов не слышала, несмотря на более мощный двигатель. Причина, видимо, прежде всего в том, что для таких машин, кроме всего прочего, очень важна доступность ремонта вне мастерских: на 157-м для доступа к нижней части двигателя было достаточно отвинтить несколько болтов и снять крыло, а здесь всё гораздо сложнее.

И наконец самый младший из "детей Студебеккера" - ЗиЛ-4334:



Не касаясь всех прочих многочисленных технических изменений, хочу обратить внимание на капот нового поколения ЗиЛов: это не "бабочка", открывающаяся с двух сторон, как на 151-м и 157-м, не "алигатор", открывающий спереди, как на 131-м, а "блок", откидывающийся вперёд вместе с крыльями и без проблем полностью открывающий доступ ко всему двигателю.



Жаль только, что легендарного, основанного ещё в 1916 году братьями Рябушинскими, завода АМО (Автомобильного Московского Общества) - ЗиС (Завод имени Сталина) - ЗиЛ (Завод имени Лихачёва) больше не существует...