Входя в любой раздел форума, вы подтверждаете, что вам более 18 лет, и вы являетесь совершеннолетним по законам своей страны: 18+

  • "Скотовоз", "Сарай", "Стеклотара", "Луноход"... 5 0 5 1

"Скотовоз", "Сарай", "Стеклотара", "Луноход"...

Автор Ж.Г., 09 Апр. 2023, 23:45

« назад - далее »

Ж.Г.

Эти довольно-таки обидные прозвища принадлежат одному автобусу - ЛиАЗу-677:



Даже мне, родившейся через пять лет после прекращения его массового производство (штучная сборка из машинокомплектов на отдельных предприятиях продолжалась вплоть до начала нулевых), довелось поездить на нём в первой половине десятых годов. В качестве юной пассажирки, конечно. А так ли уж он был плох? Начнём с первых двух прозвищ: "Скотовоз" и "Сарай". Из-за чего они возникли? Из-за того, что это был чисто городской автобус с накопительными площадками и малым количеством сидячих мест - 28 при максимальной вместимости в 110 пассажиров - "скотину возят стоя!". А так ли это мало? Современный ЛиАЗ-5292, например, имеет 25 сидячих мест при максимальной вместимости в 140 пассажиров.

"Стеклотара" - название полученное за характерное "бутылочное позвякивание" на холостых оборотах. "Луноход" - из-за крена на поворотах из-за пневмоподвесок, но такой крен и такие подвески есть и у многих современных городских автобусов.

Да, машина создавалась именно, как городской автобус, несмотря на то, что имела и немногочисленные пригородную (с большим количеством сидячих мест вместо накопительной площадки) и даже экскурсионную (без задней пассажирской двери и с мягкими пассажирскими сиденьями) модификации. Но подавляющее большинство 677-х всё же были городскими "Скотовозами".

С чего началась история Ликинского Автобусного Завода? Машиностроительный завод в подмосковном городке Ликино-Дулёво существовал ещё с довоенных времён, но производством автобусов он занялся лишь в 1959 году - туда было перенесено производство автобусов ЗиЛ-158 - ЗиЛу, занятому в основном производством грузовиков, к тому времени не хватало ни площадей, ни мощностей для производства автобусов. Машина эта по-прежнему носила нвазвание ЗиЛ-158 (или ЛиАЗ-ЗиЛ-158), но на "морде" уже носила эмблему "ЛиАЗ":



Прямо скажем, что ЗиЛ-158, полученный Ликинским заводом "по наследству", был далеко не лучшей, а довольно-таки примитивной, моделью ЗиСа-ЗиЛа, и его не особо любили ни водители, ни механики, ни пассажиры. Но что в СССР пятидесятых-шестидесятых было лучше для городского автобуса? Были дизельные чешские "Шкоды"(большой вместимости) и венгерские "Икарусы"(средней вместимости - не те, "двухсотые", что появились позже), но их было сравнительно мало. Были очень неплохие для своего времени ЛАЗы-695, но они изначально не вполне соответствовали требованиям к именно городскому автобусу.

ЛиАЗ-677 стал первым советским автобусом с автоматической (и очень оригинальной - гидравлической) коробкой передач, что для городских маршрутов, где часты остановки и переключения передач, удобно и технологично (слышала от старых шоферов, что, например, на ЛАЗах в городе порой не выдерживали рычаги и вылетали "манжетки"). Он же стал и первым автобусом с пневматическими подвесками - достаточно удобными для вписывания габаритной машины в повороты на узких улицах. Двигатель ЗиЛ-375 (со странной для ЗиЛа индексацией с триста) изначально предназначался для армейских грузовиков Урал-375 и был ничем иным, как V-образным восьмицилиндровым двигателем ЗиЛ-130 с увеличенным литражом. Да, он, как и 130-й, был склонен к перегревам, из-за чего ЛиАЗы часто летом ездили с открытыми, а то и вообще снятыми люками двигателя, но тем же самым "грешат" и многие современные городские автобусы, включая заднемоторные ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5292. И даже в гораздо большей степени. Что бы там ни говорили, а "Скотовоз" свою немалую лепту в историю развития именно городского автобуса внёс.

Валеро

Крайне оригинальный по конструкции автобус, один звук чего стоит))) Я советское время в силу возраста не застал, но в начале 90-х в Питере их предостаточно было, причем они ездили в основном в центре города и старых районах, на новые маршруты больше "Икарусы" ставили, потом, во второй 90-х, внезапно из города они пропали.. Бутылочный грохот мотора и открытый люк сразу вспоминаются. -)