Входя в любой раздел форума, вы подтверждаете, что вам более 18 лет, и вы являетесь совершеннолетним по законам своей страны: 18+

"Найти и обезвредить" (СССР, 1982)

Автор Ж.Г., 15 Июнь 2023, 17:38

« назад - далее »

Ж.Г.

Очень, знаете ли, не типичный для своего времени и страны фильм, несмотря на незамысловатый сюжет:

ЦитироватьТри друга — Виктор (Андрей Градов), Дмитрий (Александр Воеводин) и Фёдор (Борис Невзоров) — едут из Ленинграда в тайгу в отпуск. В самолёте они якобы случайно знакомятся с Юлей (Ирина Шмелёва) — кандидаткой в мастера спорта по стендовой стрельбе. На самом деле Юлия — давняя знакомая Дмитрия. Друзья приезжают на родину Фёдора — таёжный посёлок Семиреченск. Здесь они встречают кассира местного рудника тётю Пашу — женщину, в семье которой Фёдор жил во время учёбы в школе, а также давнего знакомого — Васю Лындина, племянника тёти Паши, о котором та очень плохого мнения. Остановившись в доме, принадлежащем брату Фёдора Николаю и его жене Анне, друзья отправляются на берег реки, чтобы насладиться красотами природы. Их ночной отдых прерывает шум вертолёта. Поутру они узнают, что некие бандиты напали на автобус с инкассаторами, убили тётю Пашу, тяжело ранили водителя, и, завладев большой суммой денег, ушли в лес. После размолвки по поводу действий в такой экстремальной ситуации Фёдор и Дмитрий уходят в тайгу на поимку преступников, а Виктор, Анна и Юля остаются в доме. Немного погодя на поиски преступников отправляется и Виктор. Далее сюжет разворачивается по классическому сценарию с перестрелками, погонями на большегрузных автомобилях и моторных лодках, борьбой и захватом заложников. Фильм заканчивается классическим счастливым концом: злодеи обезврежены, а герои, перевязывая раны, торжествуют.

Что в нём нетипичного для фильмов СССР начала восьмидесятых годов? Во-первых, не полная "чёрно-белость" персонажей: положительные не всегда идеальны, а главарь бандитов временами (но только временами) даже вызывает симпатию. Во-вторых, это самый настоящий боевик! Причём, в роли вершителей правосудия оказываются не доблестные работники милиции, а "гражданские", что тоже нетипично для советского, доперестроечного, кино.

Но перейду к автомобилям. Автобус, на который напали бандиты и на котором перевозилась зарплата, - ГЗА-651. Он же ПАЗ-651, он же РАРЗ-651, он же КАвЗ-651. Марка в зависимости от завода-изготовителя, собиравшего кузова на шасси ГАЗ-51, с минимальными отличиями. Собирался небольшими партиями и на совсем маленьких ремонтных предприятиях, к которым отнести РАРЗ (Рижский Авторемонтный Завод) я не могу из-за того, что впоследствии он стал называться РАФ.




Но главными автогероями фильма, стали, конечно, тяжёлые и относительно новые для того времени грузовики: КамАЗ-5320 (производство начато в 1976 году) и ЗиЛ-133ГЯ (производство начато в 1979 году):






Если первый наверняка знаком всем, как "обыкновенный старый КамАЗ", то второй - машина сравнительно мало известная и с очень не простой судьбой:




Сначала был создан ЗиЛ-133 - просто-напросто трёхосный (6х4) вариант знаменитого ЗиЛ-130, но необходимость его выпуска была поставлена под сомнение из-за того, что строился Камский Автозавод в Набережных Челнах, первенцы для которого проектировались на том же ЗиЛе и имели над ним большое преимущество прежде всего в том, что были дизельными. Тем не менее, в 1975 году производство 133-го было всё же начато. Это была не "базовая" (в кавычках из-за того, что в серию не пошла), а модель с удлинённой (сравнительно с ЗиЛ-130) рамой, получившая название ЗиЛ-133Г1:




В 1979 году машина прошла серьёзную модернизацию и стала называться Зил-133Г2:



Машин Г2 было выпущено совсем мало из-за того, что им на смену уже в том же 1979 году пришёл ЗиЛ-133ГЯ:



Внешнее отличие сразу же бросается в глаза в виде "вытянутой морды": дело в том, что ГЯ получил наконец-то дизель. Причём, камазовский! Который не помещался! Именно такая машина и снималась в фильме. Последней версией 133-го стал ЗиЛ-133Г40, получивший кабину и "морду" уже от нового поколения ЗиЛов:




Большинство 133-х (всех модернизаций) было выпущено как шасси под различную спецтехнику, а не как бортовые, поэтому они и сравнительно мало известны:










В чём причина? Увы, в капотности: бескапотный (тот же КамАЗ) выгоднее, так как при таких же размерах грузовой платформы короче.