Входя в любой раздел форума, вы подтверждаете, что вам более 18 лет, и вы являетесь совершеннолетним по законам своей страны: 18+

"Я купил папу" (СССР, 1963)

Автор Ж.Г., 28 Июнь 2023, 16:10

« назад - далее »

Ж.Г.

Как нетрудно догадаться из названия, достаточно наивный детский фильм: пятилетний мальчик, услышав от мамы о том, что когда она купила его самого, ей не хватило денег купить заодно и папу для него, сбегает из детского сада и отправляется покупать себе папу...

В автомобильном плане фильм меня заинтересовал кадрами с необычным для СССР шестидесятых годов автобусом. Здесь мальчик садится в него. Разглядеть толком ничего не удаётся, кроме надписи возле передней пассажирской двери "Вход только сзади", что не удивляет:



И только когда автобус отъезжает от остановки, становится ясно, что он... двухэтажный:



Этот факт подтверждает и то, что мальчик поднимается по винтовой лестнице наверх:



Рейсовый, а не экскурсионный, "даблдеккер" не в Лондоне, а в Москве шестидесятых годов двадцатого века?!

Представьте себе, что да! Целиком эта машина выглядела так:




Это "Бюссинг-D2U"! Тому, был ли он единственным "даблдеккером" в Москве, я надеюсь посвятить следующий пост, а сейчас немного истории забытой марки автобусов и грузовиков:

ЦитироватьЗамечательный конструктор, один из пионеров германской автомобильной промышленности, Генрих Иоганн Фридрих Вильгельм Бюссинг родился 29 июня 1843 года в местечке Нордштеймке, входившем в то время в герцогство Брауншвейг (ныне район города Вольфсбург в федеральной земле Нижняя Саксония). Старший сын кузнеца Иоганна Генриха Фридриха Кристиана Бюссинга посещал деревенскую начальную школу, затем отец обучил его своему ремеслу. Уже в 1859 году Генрих сдал экзамен на подмастерье гильдии кузнецов и слесарей в соседнем городке Форсфельде, переехал в Брауншвейг и устроился на работу по найму к мастеру кузнечного дела по фамилии Мюллер. Тот положил ему жалованье один талер в неделю, предоставил кров и стол – за 13 часов тяжёлой работы ежедневно, кроме воскресенья.

2 июня 1861 года Генрих Бюссинг отправился в традиционное для подмастерьев путешествие по Германии – этот средневековый обычай не забыт и ныне. За 516 дней он прошёл пешком 2425 километров, подрабатывал в пути, ознакомился с новыми ремёслами, набрался опыта, в конце ноября 1862 года вернулся домой. Во время похода Генрих Бюссинг понял, что времена меняются, индустриализация развивается быстрыми темпами. Работа в семейной кузнице не вдохновляла амбициозного юношу, он мечтал о большом деле. А для этого надо было учиться!

Несмотря на то, что у подмастерья было лишь начальное образование, в 1863 году он уже вольный слушатель в высшем учебном заведении Брауншвейга – Каролинской коллегии (Collegium Carolinum, ныне Брауншвейгский технический университет). Усердно штудирует три года машиностроение. Забегая вперёд можно отметить, что в 1909 году там ему присвоили звание почётного доктора-инженера, а в 1923 году – почётного сенатора. Через три года Генрих Бюссинг – уже почётный гражданин Брауншвейга. Но эта слава придёт позднее, а после окончания учёбы дело его жизни только началось.

Окончив коллегию, Генрих Бюссинг начинает практику в конструкторском бюро бывшего железнодорожного инженера Вильгельма Клаусса, но вскоре приступает к самостоятельной деятельности. В 1867 году в Прусском королевстве был принят закон о «свободе предпринимательской деятельности», который упростил процедуру основания частных предприятий и послужил толчком к развитию немецкой промышленности. Для энергичных людей открылись новые возможности. В 1898 году молодой предприниматель открывает в Брауншвейге свой первый гешефт – мастерскую по изготовлению велосипедов Büssings Velocipedes-Fabrikation. Начинает с мелкого производства традиционных громоздких «пауков», но вскоре появляются и элегантные функциональные модели. Успех принесла новинка – велосипедная карусель. Устроенный по типу детских каруселей аттракцион функционировал гениально просто – для катания на сцепленных шарнирами велосипедах (на разных моделях от восьми до 32-х) требовалась всего лишь мускульная сила. Карусели Бюссинга появились на немецких ярмарках, от посетителей не было отбоя, но вскоре забава вышла из моды. Незадолго до события, кардинально изменившего историю Европы, – объединения Германии, во всех немецких землях появились перспективы развития промышленности. 31 декабря 1870 года Генрих Бюссинг закрывает велосипедную фабрику. В это время уже работает его новая мастерская Maschinenbau-Anstalt H. Büssing. Там началось производство различного оборудования для машиностроительных предприятий, однако жёсткая конкуренция в этой отрасли затормозила рост. Бюссинг был вынужден продать фабрику и арендовать у нового хозяина Густава Унгнаде помещение.

Стремительное развитие железнодорожного строительства в Германской империи и приток капитала изменило ситуацию к лучшему. В октябре 1871 года в Брауншвейге была основана мастерская Eisenbahn-Signal-Bauanstalt und Velocipedes-Reparaturwerkstatt G. Ungnade. Руководил ею Бюссинг, а по найму работали всего лишь два человека – делали семафоры и ремонтировали велосипеды. Главным занятием стало «повышение безопасности железнодорожного сообщения», а на практике осуществлялась установка импортируемых из Англии агрегатов управления движением стрелок, барьеров, сигнальных систем. Но для развития нужны были новые инвестиции. Через два года мастерскую покупает сын текстильного магната Макс Юдель, новое название фирмы, в которой Генрих Бюссинг занимает место компаньона, технического директора и главного конструктора, – Eisenbahnsignal-Bauanstalt Max Jüdel & Co. AG. Начинала новая компания свою деятельность с двумя инженерами, одним мастером и 38 рабочими, а к 1900 году в ней трудилось уже 90 инженеров и техников, 40 служащих, 14 мастеров и 800 рабочих. Заказы на железнодорожное оборудование приходили не только из Германии, но и из Австрии, Швейцарии, Италии, Швеции, России... Стрелки и семафоры выпускали тысячами, 92 патента в этой отрасли подписаны именем Генриха Бюссинга. За долгие годы усердной работы конструктор заслужил успех, почёт и благосостояние. Можно было выйти в отставку. Однако энергичный талантливый конструктор решил заняться новым, сулившим большие перспективы делом – автомобилестроением.

Немецкие летописцы пишут как под копирку: «В 1900 году Генрих Бюссинг купил на ярмарке в Лейпциге автомобиль Daimler Mylord и приехал на нём в Брауншвейг». Но модель Mylord в то время выпускал не Daimler, а Benz. Не так и важно. Факт есть: прибыв домой, Бюссинг разобрал машину на части и изучил её конструкцию, в первую очередь – ремённый привод (характерная деталь ранних «Даймлеров»). Через два года он построил первое автомобильное шасси собственной конструкции, на котором испытывал различные системы трансмиссии. Опытный автомобиль получил прозвище «Серая кошка» (Graue Katze), тестировали его на территории завода Jüdel. Говорят, что на его шасси был построен лёгкий омнибус на 10 мест.

Некоторые историки утверждают, что Генрих Бюссинг первым в мире освоил серийное производство грузовых автомобилей и автобусов, но это не так. Их выпускали сериями в той же Германии ещё с XIX века, правда, серии тогда исчислялись в лучшем случае десятками штук. Заслуга Бюссинга в том, что он первый решил строить исключительно коммерческие машины, игнорируя легковые. У других автозаводов грузовики были лишь побочным продуктом. 17 апреля 1903 года шестидесятилетний Генрих Бюссинг получил разрешение на «фабрикацию тепловых двигателей и автомобилей», а 1 мая вместе с сыновьями Максом и Эрнстом основал в Брауншвейге на территории бывшей прачечной фирму Heinrich Büssing, Special-Fabrik für Motorlastwagen, Motoromnibusse und Motoren («Генрих Бюссинг, Специальная фабрика для моторных грузовозов, омнибусов и тепловых двигателей» – так переводили в начале ХХ века название предприятия на русский). В тот день на работу вышло 10 сотрудников – с такого коллектива началась история предприятия. 22 октября они закончили постройку первого грузовика марки Büssing.

Вскоре началось серийное производство грузовиков и автобусов. 3 июня 1904 года публике представили первый междугородный автобус Büssing с четырёхцилиндровым двигателем мощностью 20 л.с. (по другим данным 12 л.с.). Машина могла перевозить 12 пассажиров и до 500 кг груза с максимальной скоростью 20 км/ч. Заручившись финансовой поддержкой Имперской почты, Генрих Бюссинг создал компанию по эксплуатации моторных омнибусов Automobil-Omnibus-Betriebs-Gesellschaft Braunschweig. Через два дня автобус выехал в свой первый рейс на линию между городами Вендебург и Брауншвейг протяжённостью 16 км. Считается, что это был один из первых регулярных маршрутов почтовых моторных омнибусов в мире.

Хорошо известна была эта марка и в Российской Империи, и в довоенном СССР:


















Прекратила своё существование она, никогда не выпускавшая легковых автомобилей, лишь в 1972 году - была поглощена хорошо известным в современности концерном МАН.

Ж.Г.