Входя в любой раздел форума, вы подтверждаете, что вам более 18 лет, и вы являетесь совершеннолетним по законам своей страны: 18+

Порка и добродетели

Автор Валеро, 02 Дек. 2022, 07:23

« назад - далее »

Валеро

Не так давно, читая главы из "Истории розги" Бертрама о порке у иезуитов и доминиканцев, мне показалось достаточно любопытной тогдашняя фанатическая приверженность монахов этих орденов флагелляции, возведение её в чуть не в абсолют, некий религиозный культ. Я думаю, подобное можно было бы списать на особенности средневековой картины мира, противопоставив её нашей современной рациональной системе взглядов, однако, если посмотреть на практикуемую ими порку, как на некую духовную практику, наравне с йоговской медитацией или монашеским отшельничеством, то не удивительно, что она, вероятно, могла способствовать тому, что сейчас мы называем "личностным ростом".

На мой взгляд терпение является одним из наиболее полезных, выигрышных качеств для человека. Однако, поэтому хотелось бы развёрнуто и абстрактно поговорить о порке и добродетелях, и терпении в частности. Терпении не как проявлении мазохизма, когда "терплю до последнего", а как умение контролировать свои желания, эмоции, чувства. Для примера, скажем, человек настраивается на экшен, но по какой-то причине он отменяется. Сильно ли это ударит негативом? Либо, например, при новом знакомстве тематик имеет желание побыстрее попрактиковать с партнёршей, но в силу ряда причин, торопиться не полезно, и нужно делать все медленно, постепенно. Насколько хватит терпения контролировать свои желания и чувства. И так далее.

1. Как вы считаете, чем на самом деле руководствовались средневековые монахи, занимаясь бичеванием? Верили они сами в это искренне, или это был своего рода "симулякр"?
2. Могла ли порка в те времена воспитывать в человеке добродетельные качества?
3. Насколько подобное восприятие порки вам близко или далеко?

moberg

неплохая попытка прикрутить к сексуальным излишествам медаль добродетели  ;D
но не ново. некоторые религиозные культы этим часто занимались и занимаются

Валеро

С т.з. постмодернизма понятие излишества дискуссионно, поскольку и дальше будет утрачивать прежнее значение, в силу объективных предпосылок, когда современным людям в отличие от средневековых, по большой части, не нужно настолько концентрировать свои силы на выживании, чтобы отсекать все этому не способствующее.   _:)_

Не имею ничего против Фрейда, однако, чтобы ими не двигало, это не означает, что данные практики не могли в определённых случаях способствовать воспитанию добродетелей.  По большому счету вообще любой эмпирический опыт, связанный с успешным контролем различных желаний, можно вполне себе считать воспитанием добродетелей.  _;)_

Secret Road

В этом деле, наверное, как везде: сколько людей, столько же и мотивов. Кто-то и правда пытался "усмирить плоть" и отбить тягу к удовольствию. Кто-то вообще ничего не думал, а просто "тут один мужик харизматичный все так расписал". Кто-то – за компанию, кто-то – ради позы. Кому-то просто нравилось – а книжек-то маркиза нашего де Сада еще не было, – и как уж они такие свои желания и ощущения интерпретировали...
Воспитание добродетели? Сомневаюсь. Если человек решается на жертвы, даже бесполезные, ради чего-то там, то в нем уже есть добродетель. Добавить упорства – вполне, думаю, такие занятия могут, это еще со времен Ликурга в ходу. А чтобы сделать лучше... Тогда надо было бы просто взять и побить всех-всех людей, чтобы они стали добрыми ;D. Я сомневаюсь, что это сработало бы, очень сомневаюсь.

Валеро

Вообще говоря, лично я не вижу проблемы в том, чтобы совмещать приятное с полезным; делать то, что нравится и получать за это различные бонусы. Полагаю, и в старину такой подход мог вполне иметь право на существование, по крайней мере, у отдельных личностей. Насколько помню, в католицизме есть семь основных добродетелей (поздняя редакция), которые противопоставляются семи смертным грехам, и я попробую доказать, опираясь на факты и логику, что порка вполне может способствовать их воспитанию, при правильной "готовке", конечно. Важным стартовым условием здесь будет осознание и стремление самого человека этого достигнуть, т.е. принцип добровольности, безопасности и разумности должен свято соблюдаться.

Я думаю, бесспорным будет мнение, что такие добродетельные качества, как терпение, умеренность, любовь способны принести большую нематериальную (и материальную) выгоду для самого человека, в совершенстве ими овладевшего, дать возможность действовать эффективнее, большего в жизни добиться и т.д. Подтверждение этому можно найти не только в повседневной жизни, но и в различных психологических экспериментах, скажем зефирном эксперименте Уолтера Мишеля, который предлагал испытуемым съесть что-то сразу, либо подождать и получить удвоенную награду. Спустя длительное время статистическая выкладка показывала, что те, кто умеет ждать, добивались большего, жизнь их меньше была подвержена различным кризисам и т.д. Знание как правильно поступать и к чему стремиться бесполезно, если недостаточно терпения для воплощения этого в жизни.

Но каким образом и у кого эти добродетели они могли воспитывать? На мой взгляд, важным здесь является потенциальная способность человека осознать, что воспитывать добродетели в себе - это выгодно и полезно. В противном случае, (если человек не понимает, а к нему просто взять и применить какую-то практику) как Вы отметили, это не работает. То есть, первым фактором является способность человека к какому-то самоанализу, критическому восприятию себя и собственного опыта, и извлечению из него уроков.

Валеро

Попробую доразвить мысль, то что католическое христианство называет добродетелями, (с позиции современного человека) на самом деле не что иное как набор психологических черт, способствующих более успешному и эффективному развитию человека в жизни, даёт возможность сильнее нацелиться на созидание, идти вперед и т.д. И полезны они на мой взгляд не какой-то абстрактной выгодой, а вполне реальной. И если скажем, практика порки приносит позитивное настроение, (а я полагаю мы все за этим и практикуем) созидательное желание, или даёт новый интересный опыт, позволяющий что-то отрефлексировать, или просто успокоиться (нужное вписать) то, тем самым, можно сказать что мы все, практикую, развиваем различные добродетели в себе. (Речь, конечно, идёт о взрослых самодостаточных людях, практикующих добровольно и безопасно). Для меня вот, например, тема является одним из стимулов занятий йоговской гимнастикой, кашеварения, занятий спортом и т.д.